Гуманитарный факультет. Лекции и конспекты по истории искусств Лекции и конспекты по истории искусств

Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск»  (англ. picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов  К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве,— типичный  Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил

распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую

окраску. Великий немецкий поэт Гете выразил противостояние Классицизма и

Романтизма следующим образом:  «Античное — идеализированное реальное, со

вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;

 романтическое — невероятное, невозможное, которому лишь фантазия

придает видимость действительного...» 3. Немецкие романтики, прежде всего

Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о

вечном стремлении  души к «Бесконечности, превосходящей любую форму»,

которое они также называли «бесконечным желанием души». Под формой имелась

в виду художественная форма  ;

 Классицизма. Отсюда особый интерес немецкого Романтизма к

национальному средневековью и традициям готического искусства, а также

фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Макферсона (17601773)

явились в этом смысле «сигналом» к всеобщему увлечению Романтизмом. Молодые

немецкие романтики,

  Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.6566.

 до выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть венок с чела Гёте».

Программным органом немецких романтиков  был Журнал «Атенеум» (Athenaum)

под редакцией Ф. и А. Шлегелей (17981800).  Отсюда же романтическое

увлечение католическим Барокко. Не случайно некоторые течения Романтизма в

архитектуре яачала XIX в. называли «рецидивами барокко».

  Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой

дуine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш.

Бодлер  в статье «Что такое романтизм?» подчеркивал, что Романтизм

заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов», и обрести его

можно «не  на стороне, а только в своем внутреннем мире» и поэтому

«романтизм есть искусство современности». Но вместе с тем, «Романтизм —

дитя севера» склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг

классичен, «ибо его природа столь прекрасна и ясна, что человеку там нечего

больше желать...  а болезненный и тревожный север тешит себя игрой

воображения» и поэтому «Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт,

напротив,— могучий  идеалист», он «повествует о страданиях рода

человеческого» . Об этом же  писал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал

различие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. «Они

давали жизнь, мы же — только  ее проявления. Они изображали ужасное, мы

изображаем с ужасом; они — приятное,  мы — приятно» 3. Романтизм часто

противопоставляют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист,

заявляет: «Я хочу изображать вещи такими,  каковы они есть в

Действительности, независимо от моих ощущений, т. е. «мир без человека», то

романтйкидеалист стремится изображать вещи такими,  какими их

воспринимает именно он и стремится передать свое личное видение другим.


На главную