Гуманитарный факультет. Лекции и конспекты по истории искусств Лекции и конспекты по истории искусств

 Романтизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) — одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий  круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или «романическим» называли  все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,

возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.

Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство

романских народов,  преимущественно средневековое, которое

противопоставлялось классическому,  античному. Французское слово «roman»

первоначально означало литературные  произведения, написанные не на

классической латыни, а на вульгарных, народных  наречиях. Поэтому под

романтическим искусством сначала понимали искусство  средневековья, включая

Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» —

драма для чтения, чаще любовная история, композиция  и стиль которой

отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит  и слово романс

(франц. romance, ст. франц. romanz).

 С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики

как свойства человеческой  души. Понятие романтики шире романтизма.

Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто

возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и

потому восторженное, оторванное от реальности  и устремленное к некоему

туманному, несбыточному идеалу.

 Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове

«романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная почва

души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему

и возвышенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души

человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек

романтик...» . В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут

существовать всегда.  Романтика — смутное ощущение бесконечности мира,

времени и пространства.  Романтическое сознание — непременное свойство

всякого духовно развитого  человека. Вместе с тем это глубоко личное,

субъективное, религиозное, интимное  переживание непознанного,

таинственного. На протяжении жизни человека романтика  как определенная

мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения  в различных

действиях, в том числе и в художественной деятельности.

  Романтика, безусловно, является основой Романтизма в искусстве.

Романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных

направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и

является неотъемлемой  основой художественного сознания. Но в различные

исторические эпохи мечта  об идеале прекрасного, недостижимого в

действительности принимает различные  формы. Немецкий философромантик Ф.

Шлегель говорил, что и «обращение к  античности порождено бегством от

удручающих обстоятельств века» 2.

  Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного

творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с

ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенья,

Н. Пуссен,  К. Лоррен, Дж.Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие.

Романтиками были  Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.Д.

Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический класси цизм».

Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале

XIX в. их пути стали расходиться  Поэтому в более узком, конкретно

историческом смысле, под Романтизмом часто  понимают определенное

художественное направление конца XVIII — начала XIX  вв.. сторонники

которого сознательно, про граммно противопоставляли свое  творчество

Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают,  что Романтизм

как художественное направление оформился впервые в английской  живописи еще

в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма  и пейзажного

стиля английских садов. В 1790х гг. новаторство живописной  техники Т.


На главную